Вступила в силу новая редакция закона о пищевых продуктах. Что изменится в нашем питании?

Вступила в силу новая редакция закона о пищевых продуктах. Что изменится в нашем питании?

С 1 мая начала действовать новая редакция закона о пищевых продуктах. По мысли законодателя он призван сделать так, чтобы вся еда в России была качественной и безопасной. Разбираемся, что же конкретно изменится с введением этого закона.

Представить разбор этого законодательного нововведения мы решили в 6 главных пунктах. 

1. Здоровое питание — теперь закон 

Закон закрепил понятие «здоровое питание». Теперь этой категории соответсвует такое питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах, установленных федеральным законом, отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений.

Какие же принципы здорового питания закреплены законом? Здоровым является питание, если:

-жизнь и здоровье потребителя важнее предпринимательских интересов производителей и продавцов;

-человек потребляет столько же калорий, сколько тратит;

-химический состав удовлетворяет физиологическим потребностям человека (БЖУ, аминокислоты, жирные кислоты, микроэлементы и витамины);

-в ежедневном рационе есть продукты со сниженным содержанием жиров, сахара и соли, а также обогащённые витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами;

-кулинарная обработка продуктов сохраняет их пищевую ценность;

-питание многообразное и соблюдается режим в питании;

-соблюдены санитарно-эпидемиологические требования на всех этапах создания продукта;

-исключён фальсификат. 

Как выясняется, это не просто слова. Именно таким требованиям должно соответствовать питание пациентов в больницах, школьников в школах. 

2. Все бразды правления — федеральным властям 

Ещё одна новелла — передача полномочий по регулированию сферы органам государственной власти федерального уровня. Региональным властям осталась лишь разработка региональных программ улучшения качества пищевых продуктов и иные фрагментарные полномочия.

Из закона исчезла ссылка на международные договоры в области контроля качества пищевых продуктов, то есть теперь акты международного характера, закрепляющие требования к пищевым продуктам, отличные от отечественных предписаний, не применяются. 

Закон также закрепляет и то, что в разных регионах могут существовать особенности питания. При формировании рациона школьников или пациентов больниц возможна его корректировка в зависимости от конфессиональных и национальных особенностей. 

3. Информация о еде 

Важной новеллой закона стали развёрнутые нормы об информировании граждан и организации о качестве и безопасности пищевых продуктов.  Закон устанавливает обязанность предпринимателей и организаций, которые занимаются изготовлением, розничной продажей продуктов, а также оказанием услуг общественного питания, предоставлять информацию о продуктах в Роспотребнадзор. В свою очередь Роспотребнадзор обязан предоставлять по запросам граждан или организаций информацию о соответсвии качеству продуктов от поставщика или продавца. Эту норму считаем очень полезной для владельцев точек общественного питания, которые таким образом могут проверить своих поставщиков. 

Новеллой закона стало и то, что производитель добровольно указавший в маркировке отличительные качества своего продукта, обязан иметь на то доказательства и по запросу Роспотребнадзора предоставить их. 

Формированием официальной статистической базой о качестве продуктов занимается Росстат. 

Так что теперь информацию о вкусной и здоровой пищи можно получать не только из Инстаграмма дочки маминой подруги, но и на официальном сайте Роспотребнадзора и Росстата. 

4. Главное о детском питании 

Требования закона по организации детского питания обязательны для дошкольных учреждений, школ, учреждений среднего специального образования, мест детского отдыха, а также иных организаций, осуществляющих организованный приём детских коллективов. 

Эти организации теперь обязаны: 

  • организовать детское питание и предусмотреть в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей; 
  • учитывать представляемые по инициативе родителей (законных представителей) сведения о состоянии здоровья ребенка;
  • размещать на своих официальных сайтах информацию об условиях организации питания детей, в том числе ежедневное меню;
  • соблюдать нормы обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, а также санитарно-эпидемиологические требования пищевых продуктов для питания детей, их хранению.

Органы власти федерального, регионального и местного уровней разрабатывают нормативы придания в детских учреждениях (учитывают при этом местные, социально-демографические, конфессиональные особенности питания), поддерживают производителей пищевых продуктов для питания в детских учреждениях, а также организуют работу по формированию культуры детского здорового питания. 

5. Что отправится в мусорку?

Новая редакция закона расширяет понятие фальсифицированных пищевых продуктов. К таковым относятся не только умышленно измененные (поддельные), но и имеющие скрытые свойства и качество, а также те, информация о которых является неполной или недостоверной. 

Оборот таких продуктов строго запрещается под угрозой административной, уголовной или гражданско-правовой ответсвенности.

Запрещается оборот продуктов: 

-опасных и (или) некачественных по органолептическим показателям;

-не соответствующих представленной информации, в том числе имеющих в своем составе нормируемые вещества в неприемлемых количествах. Недопустимо содержание предметов, частиц, веществ и организмов, наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, 

-информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности (если установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек;

-в отношении которых установлен факт фальсификации;

-в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость (сведения о партии, производителе и иных показателях, позволяющих определить весь путь продукта от производства до тарелки потребителя);

-которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений;

-которые не имеют товаросопроводительных документов.

6. Чего Закон не учёл? 

Закон предусматривает особенности питания пациентов в медицинских учреждениях, людей, занятых на вредных производствах, а также социально незащищенных граждан (например, лиц пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями). 

А вот питания людей, кто волею судеб оказался в замкнутом государственном пространстве, закон как бы не касается. А ведь это очень большие группы людей: начиная от призывников и военнослужащих, моряков дальнего плавания, или например, лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Об особенностях здорового питания (точнее о полном его отсутствии) последних многое сказано и написано. 


Источник: Слева наПраво From low to Law