Вкусные уроки

Вкусные уроки

Пока образовательные учреждения только готовятся обеспечить горячими завтраками младшеклассников, школьники в омском поселке Майский вкусно и бесплатно питаются два раза в день. Благодаря собственному подсобному хозяйству.

Салаты из свежих овощей школьники кушают ежедневно. А еще в меню столовой — молочные каши и супы, борщи и рассольники, винегрет, картофельное пюре, котлеты, соленые огурчики, ягодные кисели и компоты. При этом за сытные и здоровые завтраки и обеды из экологически чистых продуктов родители не платят ни копейки.

В городских школах питание обходится как минимум в 400-450 рублей в неделю и не отличается разнообразием. О хрустящей квашеной капусте, домашнем варенье из вишни и чае из душистых трав омским гимназистам и мечтать не приходится. А у школьников из поселка Майский такие лакомства на столе постоянно.

— Мой самый любимый завтрак — молочная каша с маслом и кофейный напиток, — признается четвероклассница Прасковья Пантелеева. — Очень вкусно.

— Еще в 2007 году мы решили взять на себя эту социальную функцию, — вспоминает директор школы Светлана Парасюкова. — Наша школа-девятилетка сегодня фактически единственное «градообразующее предприятие» в поселке. В Майском осталось всего восемьдесят дворов, работы нет никакой. Многие семьи оплачивать обеды детей просто не в состоянии. А субсидия на каждого школьника составляет всего десять рублей: пять — из федерального бюджета и пять — из областного. Чем на эти деньги можно накормить ребенка?

Педагоги и родители совместно нашли выход из ситуации. На субсидии решили закупать только самое необходимое — муку, крупы, растительное масло и макароны. А все остальное выращивать в подсобном хозяйстве. В советское время школьные мини-фермы и теплицы были практически в каждом селе. Так почему не возродить эту забытую традицию? Благо, земельный надел сохранился. Тем более что у школьного приусадебного хозяйства есть множество плюсов и помимо доступного питания. Во-первых, уроки биологии на природе намного познавательнее, чем в кабинете. Во-вторых, ребятишкам есть где проходить летнюю практику. А в-третьих, на то она и сельская школа, чтобы приучать к труду. В жизни ребятам это обязательно пригодится.

— На нашем приусадебном участке выращиваем картофель, свеклу, морковь, лук, чеснок, помидоры и другие овощи. Есть даже небольшой вишневый сад, — отмечают педагоги. — На зиму повара квасят капусту, солят огурцы и морозят ягоды.

Но главные кормилицы в сельской школе — коровы Малышка и Марта. Каждая ежедневно дает по восемнадцать литров молока. На одного ученика приходится больше литра. Поэтому в школьном меню всегда есть свежайшие сливки, сметана и творог.

— Помимо «дойного стада», у нас подрастают еще два бычка и две телочки, — поясняет школьный работник Родион Шананин. — Хозяйство солидное, работы хватает, но ребятишки планируют развести еще и кроликов.

Чтобы было чем кормить животных и из чего печь собственный хлеб, в школе задумались о посевах пшеницы.

— Если не будем выращивать хлеб, то не сможем сеять и «доброе и вечное», — грустно шутят учителя.

В поселке пытаются всеми силами сохранить малокомплектное образовательное учреждение. Излишки сельскохозяйственной продукции школа продает, вырученные деньги уходят на косметический ремонт старого двухэтажного здания. Строители рассчитывали на то, что в нем будет учиться минимум двести ребятишек. А сейчас за партами сидят всего 33 ученика.

— Для наших ребятишек школа — как второй дом, — отмечает Светлана Парасюкова. — Ранним утром приходят на занятия, а уходят только ближе к вечеру. Рисуют, поют, помогают по хозяйству, делают домашние задания.

Сегодня, когда многие сельхозпредприятия закрылись, центром жизни в глубинке стали учебные заведения. Именно в школе собираются деревенские сходы, обсуждаются актуальные проблемы, празднуются памятные даты и организуются выборы.

— Если в поселке есть школа, значит, у него есть будущее, — считают селяне. — Только это и держит сегодня в деревне молодежь. Поэтому без взаимовыручки нам сегодня не обойтись.


Источник: Российская газета