Как определить сроки окупаемости при использовании механизмов ГЧП в школьном питании

Как определить сроки окупаемости при использовании механизмов ГЧП в школьном питании

13 февраля Государственная дума во втором чтении приняла законопроект об обеспечении бесплатным питанием школьников младших классов с учетом тех поручений, которые были сформированы по итогам послания президента Федеральному собранию. Теперь в законопроекте появился отдельный пункт, который говорит о том, что необходимо до 1 сентября 2023 года обеспечить условия в школах для организации питания. Прежде всего, это инфраструктура – техническое оснащение пищеблоков.

Такой переходный период определен неспроста. К сожалению, значительное число пищеблоков в школах сейчас находится не в самом лучшем состоянии, и требуется время и большой объем финансовых средств для их модернизации. Регионам сейчас нужно решить сложную задачу, и сделать это получится, только привлекая инвестиции бизнеса. Понятно, что сделать это можно только путем заключения долгосрочных договоров с механизмами ГЧП, но сразу встает вопрос о сроках окупаемости инвестиций. Об этом также говорилось и в решениях ульяновского ФАС, специалисты которого считают необходимым делать такой расчет.

Мы обсудили этот вопрос с директором регионального Агентства здорового и социального питания Алексеем Волковым.

— Алексей Павлович, на ваш взгляд, на какой срок школы должны заключать договоры на организацию питания?

— Нужно иметь в виду, что законодательство никак не ограничивает ни максимальные, ни минимальные сроки таких договоров, они определяются сторонами на свое усмотрение в рамках Гражданского кодекса, исходя из тех условий, обязанностей сторон, которые возникают при заключении договора. Если мы говорим про договор без инвестиционной составляющей, когда оператор приходит на площади и оборудование школы и не несет никаких затрат, то, конечно, срок договора должен быть небольшим, в пределах 1-2 лет. Если же договор подразумевает инвестиции, то этот срок должен быть не меньше срока окупаемости. В противном случае, операторы либо не будут подписывать такие договоры, либо начнут экономить на питании.

— Каким образом школа может определить, за какой срок инвестиции окупятся?

— Действительно, школе сделать это сложно, особенно, если эта услуга уже передана на аутсорсинг. Школе практически невозможно оценить все затраты, которые несет оператор. К тому же, у разных операторов могут быть совершенно разные цифры.

Мы думали, как решить эту проблему. У нас в регионе есть постановление правительства Ульяновской области 390-П, которое определяет формирование стоимости питания. 80% — это стоимость продуктов питания и только 20% — это затраты на организацию питания. Но эта формула не дает возможности посчитать окупаемость инвестиций, она позволяет оценить правильность расчета стоимости питания.

В итоге Агентство решило обратиться в АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» с просьбой разработать методику расчета окупаемости инвестиций, чтобы руководители образовательных организаций, обладая только той информацией, которая есть в их распоряжении о количестве детей, охвате питания, стоимости рационов, могли оценить, на какой срок нужно заключать договоры. Экономисты ЦСИ, а это, между прочим, кандидаты экономических наук, такую методику разработали, в понедельник мы ее передадим образовательным организациям для использования в работе.

Мы предварительно по ней делали расчет — она дает очень точные цифры. Конечно, у каждой школы своя потребность в инвестициях. Но, например, полностью отремонтировать пищеблок, обеденный зал, заменить все оборудование, мебель, инвентарь стоит примерно 5-6 млн рублей. При таких суммах окупаемость в средней по наполняемости школе, где обучается порядка 750 детей, составляет 17 лет. Для школы в 1000 человек – это не менее 14 лет. А, например, для школы в 400 человек срок окупаемости составит более 30 лет. И это еще без учета того, что бизнесу придется эти средства брать в кредит, что заметно увеличит инвестзатраты операторов и срок окупаемости.

О самой методике нам рассказала Оксана Жигалова, руководитель Центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области», кандидат экономических наук, лауреат общероссийской высшей общественной экономической премии «Экономист года-2019»:

— Мы разработали методику расчета годовой выручки школ от предоставления общеобразовательным учреждениям услуг социального питания. Конечно, при расчете методики нельзя было пойти прямым путем и взять численность всех учеников, средние затраты на один прием пищи и т.д. Мы постарались учесть и то, что младшие классы, например, питаются два раза в день или три раза, если они остаются на продленку. И то, что учащиеся средних и старших классов обычно питаются один раз в день, и то не все. Поэтому в формуле расчета выручки мы включили поправочные коэффициенты: коэффициент, характеризующий долю учащихся начальных классов, которые питаются завтраками, обедами и полдниками; коэффициент доли учащихся старших классов, питающихся обедами. Все это было учтено.

Понятно, что если мы берем ученика младшего класса и ученика старшего класса, то им необходимо разное меню, если это обеды. Соответственно, мы тоже учли поправочные коэффициенты и предложили в формуле для каждой группы учащихся учитывать стоимость одного приема пищи. Что касается расчета стоимости одного приема пищи, то мы исходили из рекомендуемых СанПиН среднесуточных наборов пищевых продуктов и средних потребительских цен по региону. Также мы в СанПиН посмотрели, сколько на завтрак должно приходиться среднесуточной потребности в пищевых веществах. То есть постарались по максимуму приблизить формулу к нормам, чтобы она была работающей и реальной.

Таким образом, у нас получилась усредненная формула, по которой каждая школа может рассчитать выручку от предоставления учащимся услуги соцпитания. Когда директор школы хочет заключить договор с оператором питания, то без проведения каких-либо расчетов он не может понять, на сколько лет заключать договор – на 3 года, на 5, 10 или 15 лет. Мы также провели примерные расчеты средней нормы рентабельности от получения данной услуги. И получается, что школе и оператору питанию невыгодно заключить договор на 1, 2, 3 года, и даже 5 лет. Организация питания должна вложиться не только в разработку меню, предоставление качественных продуктов, но и оснащение пищеблока в школе. И когда мы провели расчеты, то вышли на необходимый срок окупаемости и рекомендации относительно того, на сколько все-таки целесообразно школам региона заключать договоры с операторами питания. В этом плане методика полезна и для школ, и для организаций, которые оказывают услуги по питанию школьников.


Источник: 73online