Целостная система организации питания детей в дошкольных и школьных учреждениях в России пока только выстраивается. Ситуация усугубляется значительным материальным неравенством населения. При этом качество питания – один из базовых элементов правильного развития и здоровья. Современные родители все активнее участвуют в вопросах питания. Дети почти весь день проводят в школе: посещают уроки, курсы по выбору, дополнительные занятия, кружки, спортивные секции. Все это совпадает с периодом активного формирования детского организма.
Часто, несмотря на хорошие показатели организации питания, которые отражаются в результатах мониторинга школы, дети и родители не удовлетворены его качеством. Значительная часть еды выбрасывается, хотя и приготовлена с правильным соотношением белков, жиров и углеводов. Наивно ожидать от точечных мероприятий (конкурсы на лучшую школьную столовую, ежегодные мониторинги) кардинального улучшения здоровья детей. Кроме того, если рассматривать устойчивое развитие России в целом, то на первый план выходит фактор демографической безопасности. Именно эта мысль прозвучала в Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина к Федеральному Собранию 15 января 2020 года. Президент России не только уделил значительное внимание вопросам питания, но и дал поручение – обеспечить здоровым бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы. Также отмечалось, что с этой целью нужно создать инфраструктуру, наладить систему снабжения качественными продуктами.
Для этого необходимы системные изменения. Первый шаг в этом направлении – исследование всех составляющих понятия «организация питания детей в образовательных организациях». Это предполагает и постоянный мониторинг организации питания, динамики состояния здоровья учащихся и регулярные социологические исследования удовлетворенности детей и их родителей качеством питания, работы столовых.
Именно системный взгляд на решение данной проблемы положен в основу нашего исследования, которое проводится с 2019 года по настоящее время.
Этери МИНДЗАЕВА, начальник отдела содержания, методов и технологий обучения Института управления образованием Российской академии образования, кандидат педагогических наук
Источник: Вестник Образования