Качество питания в школах и детских садах – одна из самых обсуждаемых тем, которая интересует практически всё общество: родителей, ведь от этого фактора зависит здоровье, развитие и даже безопасность их детей. Самих ребят, так как они являются главными потребителями школьной и детсадовской еды.
Производители продуктов питания, в свою очередь, также ориентированы на тему качества своей продукции, и вопрос их репутации здесь стоит на первом месте.
С точки зрения государства данный вопрос на сегодня является одним из самых актуальных, т.к. здоровье нации – важнейшая цель любой страны. Таким образом, школьное питание – это вопрос социальной и государственной ответственности.
Новый импульс и вектор развития тема качества питания в образовательных организациях получила с поручением Президента России Владимира Путина обеспечить бесплатным горячим здоровым питанием всех учеников начальной школы с 1 по 4-й класс.
По словам главы государства, дети из малообеспеченных семей не должны чувствовать, что они чем-то обделены, поэтому российский лидер поставил цели во всех субъектах Российской Федерации по всей стране обеспечить школьников начальной школы бесплатным питанием.
Наиболее актуальными вопросами организации школьного питания являются:
- кто именно занимается организацией питания в школах;
- каким образом это осуществляется;
- какой положительный и отрицательный опыт на сегодня получен российскими школами;
- можно ли разработать и внедрить государственный стандарт оказания услуги по предоставлению питания при большом разнообразии региональных условий и ресурсов;
- какие можно выделить общие проблемы, как у школ, так и у самих поставщиков;
- с какими трудностями сталкиваются повара, которые непосредственно занимаются приготовлением завтраков, обедов, ужинов для школьников, воспитанников, сотрудников учреждения.
Однако самостоятельный поиск ответов на них в Интернете выдаст информацию лишь об общей сложившейся, часто только негативной ситуации, при этом какого-либо единого ресурса, на котором можно было бы получить полное представление о системе организации питания в российских детских садах и школах, задать вопрос всем его участникам, а также экспертам, диетологам, друг другу, на сегодня нет.
Безусловно, проблемы, существующие в данной системе, необходимо решать, решение можно увидеть в уникальном опыте отдельных образовательных организаций, регионов, которые при организации питания учитывают свои климатические, национальные и ресурсные особенности, воплощая в жизнь уникальные эффективные модели, которые, тем не менее, могут быть использованы многими.
Вывод – нужна единая платформа для единомышленников, у которых есть желание перевести социальное питание в образовательных организациях на качественно новый уровень. Нужна площадка для дискуссий, обмена мнениями и опытом между экспертами, представителями государственных органов и бизнеса, где участники узнали бы об инновационных решениях и достижениях в сфере развития систем питания.
Формирование и развитие потребности вести здоровый образ жизни закладывается в семье и в школе. В общеобразовательных организациях такая работа традиционно проводится. Однако сейчас потребность выйти на новый уровень в данном направлении не только является необходимостью, но и закреплена в соответствующих нормативных документах. Например, приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни» (в рамках национального проекта «Демография») уделяет внимание увеличению доли граждан, приверженных здоровому образу жизни: до 50% к 2020 году и до 60% к 2025 году.
Целесообразно отобрать, распространить и внедрить лучший региональный и муниципальный опыт по комплексному системному подходу к решению данной общенациональной задачи. Таким образом, формирование среды, мотивирующей граждан вести здоровый образ жизни, целесообразно начать, в том числе, с создания информационной платформы, на которой будут представлены лучшие практики, демонстрирующие эффективные модели организации системы дошкольного и школьного питания, учитывающие:
- региональные особенности;
- необходимость персонификации питания детей в школе (диетическое, вегетарианское, спортивное и др.);
- эффективную «логистику» организации системы горячего питания; учитывающую потребности детей, родителей и учителей;
- тип школ (городские, сельские и др.) и комбинатов питания и т.п.
Для предложений, комментариев и вопросов: kurs_zdorovoepitanie@list.ru